Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Чеченцы
Rodstvo.ru > ДНК-генеалогия и другие научные направления > Современные народы и общности. География Y хромосомы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
Arslo
Цитата(Индарби @ 9.9.2011, 12:11) *
Я в одном из номеров журнала Российский ДНК-вестник, кажется, довольно убедительно доказал наш приход с Ближнего Востока примерно 5100 лет назад, и гос. Клесов подтвердил ДНК-расчетами эту версию.


С освоением днк исследований, видимо, будет нужно подкорректировать термин "автохтоны", то есть его относительность по отношению к эре распространению людей на планете, понятно же, что с одной точки это началось.
Кстати, это направление автоматически охватывает и вопрос времени начала человечества на планете. Если суммировать (в среднем) количества лет жизни пророков, исходя из данных Корана и Библии, то у меня получалось 6-7 (максимум 8) тысяч лет со времен Нухь пайг1мара. Применяемая наукой анализ радионуклидов дают сотни миллионов лет разным предметам, но то, что этот же анализ в некоторых случаях дает те же миллионы еще не наступивших лет будущего, говорит о его несостоятельности.
Индарби
Конечно автохтон понятие относительное. Да и до нас кто-то же жил на Кавказе? Причем культура предшественников резко отличалась от Майкопцев и последующих культур - Северокавказской и Кобанской. Другая керамика, другие навыки обработки камня и т.д. И до них тоже кто-то жил, поскольку находки есть и древнее.
Индарби
Кроме всего прочего, нахские языки имеют субстратные слова, которые вообще трудно определить по происхождению. Например зуда (чаберлойское зудон), седа (седкъа), шиъ и т.д. Это могут быть и не субстратные, но факт, что у них нет параллелей в дагестанских и западнокавказских.
Индарби
Арсло, дог1ана-пхьид это что за лягушка? Мне для словаря надо латинские названия записывать (так принято).
Arslo
Цитата(Индарби @ 9.9.2011, 16:43) *
Арсло, дог1ана-пхьид это что за лягушка? Мне для словаря надо латинские названия записывать (так принято).


Даже не знаю как она называется. Помню только, бывало как в детстве мы ловили лягушку после дождя, забредшую под навес, и выносили на улицу. Для меня они все на одно лицо ))
Эрзи
Цитата(Индарби @ 9.9.2011, 12:08) *
Нас все время пытаются сенсациями увести от нашей истории. И ни кто не говорит, почемуто, из наших историков, что современная конская сбруя - наше изобретение, псалии мы впервые использовали, что скифские предметы роскоши наши предки делали под заказ. Посуда скифов и сармат у нас куплена. Это все подтверждено химическим анализом металлов и керамики. Гончарный круг мы употребили еще в 3 тыс. до н.э. Ткацкий прием, придуманый нашими предками, находят аж в Восточном Туркестане. Состав бронзы Аркаима придуман нашими предками. А ведь все это - огромный вклад в мировую культуру. В горах стоят остатки циклопических построек - например, в р-не Эги-кале. В башнях были туалеты проточные, отопление в стенах башен.

Индарби Вам надо заняться этими вопросами.
Индарби
Цитата(Эрзи @ 10.9.2011, 13:57) *
Индарби Вам надо заняться этими вопросами.

Займусь.
Эрзи, у тебя есть хороший словарь Ингушского? А то в Инете какие-то куцые выкладывают, половины слов нет. Недавно вроде был в продаже.
Эрзи
Цитата(Индарби @ 10.9.2011, 16:45) *
Цитата(Эрзи @ 10.9.2011, 13:57) *
Индарби Вам надо заняться этими вопросами.

Займусь.
Эрзи, у тебя есть хороший словарь Ингушского? А то в Инете какие-то куцые выкладывают, половины слов нет. Недавно вроде был в продаже.

Если честно у моей соседки был большой Русско-ингушский словарь я как то попросил его, но она его подарила кому-то. unsure.gif
Brevis
Цитата(Индарби @ 10.9.2011, 16:45) *
Цитата(Эрзи @ 10.9.2011, 13:57) *
Индарби Вам надо заняться этими вопросами.

Займусь.
Эрзи, у тебя есть хороший словарь Ингушского? А то в Инете какие-то куцые выкладывают, половины слов нет. Недавно вроде был в продаже.

Индарби,могу выслать новые издания,к сожалению ранние-в дефиците.(скинь мне в личку куда и кому).
Stigal
Цитата(Индарби @ 9.9.2011, 16:38) *
Кроме всего прочего, нахские языки имеют субстратные слова, которые вообще трудно определить по происхождению. Например зуда (чаберлойское зудон), седа (седкъа), шиъ и т.д. Это могут быть и не субстратные, но факт, что у них нет параллелей в дагестанских и западнокавказских.

нахское шиъ не от хурритского shin?
Arslo
Индарби, вспомнил еще пример ассимиляции "Р" - Барт=Батт
Фяппий
Язычество в древней Чечне

Цитата
В 1986 году в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник < богини > < Тушоли > - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита.

Научную ценность представляет открытая несколько лет назад стилизованная каменная статуя XI - XIII вв. в районе высокогорного оз. Галанчож, посвященная богине плодородия Тушоли. Высеченная из огромного скального валуна, она достигает в высоту 4,5 м и весит около 2 тонн.Тушоли, олицетворявшая, по религиозным воззрениям чеченцев,образ великой "матери людей" и покровительствовавшая плодородию, на протяжении многих веков пользовалась особым почитанием, прежде всего у женщин. Они называли ее Дэла йо!
Тушоли (в буквальном переводе - "божья дочь Тушоли") и вымаливали у нее сыновей. О опулярности данного культа свидетельствуют также многочисленные святилища этого божества, разбросанные по всей горной части Чечни. Ежегодно весной отмечался праздник в честь Тушоли в месяц "Тушоли бут" (апрель), когда прилетала "священная" птица удод ("Тушоли котам") и впервые стада выгонялись на летние пастбища. "...Сама скульптура представляет заметный интерес. Это по-настоящему серьезная работа древнего ваятеля, которая не может не вызвать уважение к себе и нашего современника.
Нижняя часть обнаруженной статуи носит следы многочисленных сколов: по бытовавшим у чеченцев в прошлом поверьям, кусочки, отколотые от нее, обладали якобы целебными свойствами. Их часто носили на шее бездетные женщины".



Рис. 9 Женские головные уборы 1,2 — парадные головные уборы «кур-харс» из надземного склепа у с. Фалхан(аккинцы из Горной Чечни) (вид сбоку и прямо; 3 — предполагаемый головной убор позднебронзового века из могильника у с. Харачой (потомки нарт-орстхой и нашхойца по имени Бики) (по М. М. Герасимову); 4 — реконструируемый головной убор из Нестеровского могильника(нашхой, аккинцы, орстхой) V в. до н. э. (по М. М. Герасимову); S — нахский «кур-харс» XV—XVII вв.

8. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)


В 1986 г. в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник богини Тушоли - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита. (Расы и народы, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Наука, 2006, с. 35)





Тушоли
Тушоли, у ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т.- единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение: деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. были вызваны попыткой Ерда её ...). В честь Т. устраивались праздники, её именем в ингушском календаре назывался месяц (апрель), когда начиналась пахота и выгонялся скот на пастбища. Священная птица Т.- удод. В дальнейшем Т. оставалась главным образом объектом поклонения бездетных женщин.

Источники:
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.
Фяппий
Согласно народным преданиям, образование первых чеченских поселений на равнине выходцами из Аккинских гор (из местности Нашха) относится приблизительно к ⅩⅣ в. Тайпа (род, фамилия) Парской основал сел. Паучнойии Юрт-аул, тайна Цегой - Цечой (Кешен-аул) на р. Ярыксу. Спустя некоторое время из местности Нашха вышли и другие тайпы: Беной, Цоторой, Курчалей и др. //Б. Б. Пиотровский, Институт истории СССР (Академия наук СССР) История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в, Наука, 1988. С. 239
Фяппий
Цитата(%C0%F6%E0%EC%E0%E7 @ 13.9.2011, 13:05) *
Какова этимология орстхой/орхустой?

«Этимология нахского названия карабулаков «арштхой» указывает на то, что данный этноним возник в своё время как общее наименование всех вайнахов, обитавших на предгорных равнинах».// Г.А.Гантемирова, старший научный сотрудник музея. К истории карабулаков. // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Грозный – 1975 г., с.68.

В настоящее время, с точки зрения самих орстхойцев, их народ включает четыре тейпы: Щечой, Мержой, Орстхой и Аьккхой. // Н.Г. Волкова Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва, 1973. С. 162

По представлению жителей сел. Ольгеты, орстхой — это реальный народ, родственный аккинцам и малхистинцам, но не галгаевцам. Сохранившееся до наших дней среди западных вайнахов понятие об орстхойцах как своего рода «военной касте» в известной мере отражает реальную историю орстхойского народа. Их башни, построенные в верховьях р. Фортанги, считались наиболее совершенными постройками. // Н.Г. Волкова Этнони

Рукописи Н.И. Головинского приводят предание о родоначальнике карабулаков, Арштхоо, выводящее его из чеченского общества Акки (ингуш, äqqij, чеченск. aqquoj). «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах»
// Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского//Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878, стр. 244.

«..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим.У.Далгат] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У.Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой».// (Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1. С244).
Фяппий
Цитата(Индабри @ 9.9.2011, 11:08) *
Нас все время пытаются сенсациями увести от нашей истории. И ни кто не говорит, почемуто, из наших историков, что современная конская сбруя - наше изобретение, псалии мы впервые использовали, что скифские предметы роскоши наши предки делали под заказ. Посуда скифов и сармат у нас куплена. Это все подтверждено химическим анализом металлов и керамики. Гончарный круг мы употребили еще в 3 тыс. до н.э. Ткацкий прием, придуманый нашими предками, находят аж в Восточном Туркестане. Состав бронзы Аркаима придуман нашими предками. А ведь все это - огромный вклад в мировую культуру. В горах стоят остатки циклопических построек - например, в р-не Эги-кале. В башнях были туалеты проточные, отопление в стенах башен.

Индабри у каждого свое хорошее предначертание в жизни и каждому дана свобода выбора действий. Может ты взялся бы за это, дай Бог тебе удачи в этом благородном и полезном для народа деле.
Фяппий
Индарби извини((, по ошибке неправильно написал твое имя((. Бехк ма билахь Индарби!
Фяппий
Каждая партия хочет сделать орстхой своими забывая что у всех нас коренных нахов общие корни smile.gif.
Цитата
Об институте «тукхам» у чеченцев
Натаев С.А., ст. преподаватель кафедры истории Чечни ЧГУ

Для выяснения социального содержания института «тукхам/тукъам» у чеченцев и научной обоснованности применения в исторической литературе понятия «тукхам» (как определения «союз родов (тайпов)» или как «племя») рассмотрим дефиницию «тухум/тохум» у народов Кавказа.
М.О. Косвен пиcал: «В русской этнографической литературе термин «тохум» в научный оборот введен Голенищевым-Кутузовым. В своем описании чеченцев Голенищев-Кутузов впервые представил в качестве основной общественной ячейки группу, которую он именует одинаково: «племенем», «родством», «родом», либо местным названием – «тохум». Тохум – иранский термин «семя» – был распространен на Кавказе в качестве обозначения родственной группы. На западе Кавказа таким термином сделалась «фамилия». Вслед за Голенищевым-Кутузовым Константинов описал «тохумы или фамилии» у лезгин. Мы имеем у названных авторов и следующие черты названной формы. Тохум образует отдельное селение, либо несколько тохумов составляют большое селение. По Голенищеву-Кутузову, тохум состоит исключительно из родственников; по Константинову, у лезгин тохум ли фамилия включает не только всех родственников, но и выходцев из других мест, переселенцев.[1.С.12.]
Профессор Агларов М.А. пишет: «Тухум» на санскрите, как и на иранском, обозначает «семья», занесен в Дагестан посредством персидского языка. У народов Дагестана были собственные термины: у аварцев- къибил (буквально «корень»), джинс у даргинцев, сака у лакцев, сихил, мерисар у лезгин.[2.С.4.] Каждый джаамат в Дагестане разделялся на несколько (от 3 до 10-12) тухумов или коллективы фамильного типа, строго ведущие счет только по отцовской линии. В некоторых случаях тухумы занимали отдельные кварталы, но в большинстве тухумы заселяли аулы смешанно. Помимо родственников, по специальным решениям, в тухумы включались и посторонние.[2.С.4.] По мнению М.А. Агларова, тухум, социум фамильного типа, основанный на родстве по отцовской линии, усложненный во многих случаях принятыми или «приписанными» к нему лицами постороннего происхождения, включая патронатную приписку лиц из зависимых сословий. Он же отмечал, что дагестанский тухум отличался от подобных же организации народов Северного Кавказа отсутствием экзогамии. Другое отличие от северокавказских «кланов» заключалось в том, что тухум несравненно малолюден, но число тухумов в общине значительно. Это различие существенно тем, что тухумы в Дагестане локализовались в пределах своих общин, тогда как северокавказские кланы, дисперсно, соблюдая [3.C.20.] экзогамию и сохраняя свое название, были расселены по всей области обитания народа. Тухумы в Дагестане, как и на Северном Кавказе, делились на меньшие подразделения, своего рода субкланы, или «ближайшие» фамилии, тесно связанные между собой сознанием общности происхождения и объединявшиеся соответственно в единую организацию при решении общественных дел. Допускается предположение, что эти субкланы, наиболее адекватные патронимиям, являются порождением самоуправляемой общины, что, впрочем, согласуется с истолкованием причин функционирования патронимии А.И. Робакидзе. Тухум состоял из ядра – гомогенного и патрилинейного по родству, которое, в свою очередь, состояло из суммы более мелких делений по тому же принципу.[3.С.21.] Тухум в социальном отношении цементировался на общественной форме собственности. В этом смысле общий молотильный ток, мельница или печь не играли, как общая собственность, сколько-нибудь существенной и , тем более, исключительной, как полагали ранее, роли в «бытии» тухума. [3.С.21.]
Р. Харадзе пишет: «Широко распространенный на Кавказе тохум\\тухум термин – иранского происхождения. В древнеперсидском он представлен в форме tau(h)ma в значении рода, племени, родственника; Авест.taohman, санскрит. takman? пехл. тohm, обозначает «семя, племя».[4.C.165.]
В кумыкском языке «тухум» означает «род», «племя», «потомство», «круг людей», в азербайджанском «тохум» – «семя», «семена», «яички насекомых».[15.C.14.]
А.И. Мусукаев писал: «Это патронимическая организация и «фамилия» (в балкарском языке – «тукъум», далее – тукум), представлявшие собой коллективы и группы родственных семей, в которые входили родственники, как по крови, так и по браку, и объединявшиеся различной степенью экономических, социальных и идеологических отношений. [5.C.3.]
По М. Мамакаеву, тукхум – дословно – значит семя, яйцо. Это слово, вероятно, заимствовано чеченцами из тюркского языка. [6.C.16]
На основе анализа источников мы можем сделать вывод, что «тохум/тухум/тукъум у народов Кавказа, – это коллективы родственных семей, объединенных родством крови и свойства, компактной территорией проживания, едиными интересами и малочисленные в количественном отношении.
Каково социальное содержание и семантика института «тукхам» у чеченцев в исторической литературе?
Русские источники XVI-XVII вв. для обозначения группы сел вокруг главного поселения дают различные наименования горных «землиц»: Окотской, Щибутской, Мерези и др. Соответственно называются локальные группы населения: «окотские люди», «калканские» люди». Я.З. Ахмадов пишет: ««Землицы» русских источников XVI-XVII вв. не являлись синонимами родоплеменных групп, под ними подразумевались территориальные объединении аулов, имевших определенное единство политического характера в отношениях с соседями». [7.С.262.]
В источниках XIX в. эти землицы называются «обществами» или «вольными обществами».
На наш взгляд, термин «тукхум» в советской этнографической литературе введен в научный оборот А.Г. Авторхановым в статье «К вопросу изучения тайпа и классовой борьбы в чеченской деревне». «Революция и горец». 1931 г. № 4. Ростов-на-Дону.
М.А. Мамакаев писал: «Чеченский тукхум – это свого рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно окружающего района. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка.[6.С.16.]
По Авторханову А.Г., основных чеченских тайпов 113. Тукхумов же всего 6: Малхоевский, Галаевский, Нахчимахкоевский (Ичкерия),Чантоевский, Шатоевский и Чеберловский. [8.С.97.]
М.А. Мамакаев пишет: «Исследованные нами различные источники свидетельствуют, что в XVI-XVII веках в Чечне сложилось девять тукхумов : Нохчмахкхой, Аьккхий , Т1ерлой, Ч1ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч1антий и Эрштхой .[6.С.16.]
Этнолог Хасиев С.А. считает, что общество Нохчийчоь состояло из одиннадцати общностей: 1. Аьккхий ; 2. Нохчмахкхой; 3. Ч1ебирлой; 4. М1айстой; 5. Т1ерлой; 6. Шарой; 7. Шотой; 8. Нашхой; 9. Маьлхистой; 10. Галай; 11. Ламаьккхий. 1 [9.С.13.]
По мнению Я.З. Ахмадова, если в XVI-XVIII в горной Чечне было примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части Чечни было до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успела побывать в роли феодальных владений-княжеств. [10.С.210.]
Я.З. Ахмадов отмечал: «В начале XVI в. мы имеем несколько десятков горных обществ с естественными границами, проходившими по водораздельным хребтам, горным вершинам и глубоким ущельям». [10.С. 379]
Я.З. Ахмадов подчеркивал, что «ущелье (ч1ож), гора (лам), «плоскогорье, склон (шу, йист)», «терриритория, земля (мохк)», включающие все топографические условия, характерные для местопребывания больших и малых обществ Горной Чечни, являлись пространственной формой их существования как человеческих сообществ. В структуру обжитой территории (чаще всего ущелья) «входили село, пашенные сенокосные угодья и леса, а также вспомогательные жилищные комплексы при местах для осенне-весеннего и летнего выпаса скота». [10.С. 211]
Э.А. Борчашвили писал: «Грузинскому «хев»/ «хеоба» (ущелье) соответствует вайнахское «ч1ож». Термин «хев» в Сванетии употреблялся для обозначения общественного объединения, которое в русской этнографической литературе XIX в. было известно под названием «общество». То же наблюдалось и у горных вайнахов. Н.С. Иваненков отмечает: «Большинство обществ состоит из нескольких поселений с различными числом дворов. Все подобные селения от сельского хутора и зимовники происходят от какого-либо одного старого селения». Таким образом в «общество» входило несколько деревень, которые произошли от одного разросшегося селения в результате их расселения по ущелью. Слово «хев» в Сванетии употреблялось для обозначения такой группы населенных пунктов, для которых была характерна территориальная общественно-экономическая общность. Иваненков также указывает на единое происхождение чеченских обществ, на их общие экономические, хозяйственные, правовые и политические интересы.[11.С. 180]
Территориальный признак был определяющим в консолидации чеченских аулов вокруг главного аула и на плоскости Чечни. У. Лаудаев писал: «Так, жители левого берега р. Аргун, от Ханкальской горы вверх, до Аргунского ущелья и Черных гор, назывались чечен-хой, т.е. жители земли, принадлежавшей аулу Чечен; а как плоскостные чеченцы получили понятие об общественной жизни из этого аула, то земля его была более других уважаема и в песнях называлась нана-чечен, т.е. мать-чечен. Жители Большой Чечни назывались аргунал-дехере-нах, т.е. за аргунским народом; жители Малой Чечни – гехи-хой, т.е. гехинцами; когда чеченцы отторгли от кумыков страну качалыкских аулов, то оставили для нее кумыкское название гачалк-хой. Когда же плоскость усилилась аулами, то они себя и свои землю называли просто именами аулов: жители аула Шали – шелихой, Мартана – мартан-хой, Гойты – гойтер-хой, т.е. шалинцы, мартановцы, гойтинцы. Такие успехи поставили плоскостных чеченцев выше их горных братьев. Они во всем превосходят своих горных братьев, которые, отдавая им над собою первенство, называют их настоящими нахчой, сами же, называясь этим именем поверхностно, удержали для себя название ламарой». [12.C.21.]
В современной научной литературе о чеченцах дефиниция «тукхум» служит для обозначения группы населенных пунктов, для которых характерна территориальная общественно-экономическая общность. Например, термин «тукхум» был введен в научную литературу в 20-30 годы XX века, наряду с такими терминами, как тайпизм, псевдотайпизм, тукхумизм, когда по Северному Кавказу началась кампания борьбы с институтами родственной солидарности как с пережитками прошлого.
В научной литературе были точки зрения, расходящиеся с официальным мнением, что «тукхум» – это «племя», «фратрия», «союз родов (тайпов).
Р. Харадзе писала: «М. Мамакаев ,например, выделяет на основе чеченского материала тукхум в значении фратрии и ц1а в значении фамилии. Это делает структуру родственных организации более сложной, но и более интересной, хотя конкретное содержание термина тукхум в нахских языках для нас остается не вполне ясным…». [4. C.176]
С.А. Хасиев не согласен с тезисом М. Мамакаева, что «тукхум» – это «фратрия». Он пишет: «Приводимое им в доказательство своего положения выражение: «Цу стеган тайпа а, тукхам а дац» (У этого человека нет ни рода, ни племени», не может быть обоснованием для этого, так как оно приводится в усеченной форме. Подлинный смысл выражения проясняется только тогда, когда оно приводится в полной форме: «Тайпа а, тукхам доцург – ши т1ам боцу олхазар ду; дехой бацахь, ненахой мукъана хила беза стеган» (досл. «Тот, кто не имеет тайпа-тукхум, подобен птице без крыльев, если нет родни по отцу, то она должна быть хотя бы по матери»). Как видим, смысл полностью меняется. В первичном, матрилинейном, роду отец и его родственники не имели большого значения, зато в патриархальных объединениях последующих эпох (вплоть до буржуазной) родственники по материнской линии играли большую роль. Это подтверждается и другим чеченским выражением: «К1анта х1у лоху, йо1а цу лоху» (досл. Парень семя ищет, а девушка толокно)».[13.C.72.] Иными словами, парень ищет корень, благородное происхождение (девушки, с которой он собирается вступить в брак), а девушка ищет богатство, достаток. Из этого видно, что «тукхум» – антипод «тайпа», т.е. очень древний реликтовый термин, сохранившийся от времен матрилинейного счета родства.
На эту мысль наводит и то обстоятельство, что в старочеченском языке словом «ту» обозначали «жену, хозяйку», а ее родственников со стороны мужа называли «тунцхой». [13.C.73.] Между тем у М. Мамакаева этнографические общества становятся тукхумами-фратриями, сельские общины – «тайпами», а «гары» – патронимиями. Знаменательно при этом, что сам М. Мамакаев признает, что термин «тайп» и «тукхум» по своему происхождению не вайнахские и первый из них попал к чеченцам вместе с исламом и заменил собой исконно вайнахский термин «ваьр». [13.С.73.]
Этнограф С.А. Хасиев считает, что слово «тукхам» имел огласовку как «тукъам», «ту/сту» – женщина, супруга, а «къам» имел семантику родни и служил для обозначения родственников жены или материнского рода в архаичные времена. Э.А. Борчашвили писал: «Разъяснения требует и распространенный у вайнахов термин «токхум». «Токхум, как и «тайп», является термином иранского происхождения. Он широко распространен среди горцев Кавказа. В персидском языке он обозначает род, племя, семью. Существовавший в Дагестане «токхум» М.О. Косвен и Х.М. Хашаев считают патронимическим, а Р. Магомедов – семейной общиной. В вайнахской среде термин «токхум» вначале должен был распространиться среди вайнахов, живших поблизости от тюркоязычных народов. Собранные нами в Чечено-Ингушетии и среди кистинцев Панкисского ущелья материалы определяют тукхум как тайп, обозначающий большой круг родства. В литературе «токхум» обозначает патронимическую организацию. Этот термин распространен прежде всего в прибрежной полосе Терека и Сунжи, где господство иноземных феодалов было прочным. [11.С. 117] Отсюда же он распространился и на другие части Чечни и Ингушетии. Описанный И. Ивановым в прибрежной полосе Терека токхум мы считаем аналогией патронимической организации. До имама Шамиля, пишет И. Иванов о чеченцах, живших по берегам Терека, «каждый токхум, каждое селение имело свое правление; они не вмешивались в дела соседей. В крупных селах, где имелось несколько токхумов, каждый избирал своего старейшину, а какой-либо спор рассматривался всеми старейшинами совместно».[11.С. 118] На основе этого М.О. Косвен квалифицирует токхум как большое патронимическое поселение сельского типа. (Патронимия и ее роль в истории общества. М., 1965. С. 8.) (Тукхам вероятно имеет притеречную природу.)
Л.Ю. Маргошвили пишет: «…термин тукхум в нахских языках для нас остается не вполне ясным». [14.С.176] М. Мамакаев признает, что термин «тайп» и «тукхум» по своему происхождению не чеченские. [6]
Б.К. Далгат писал: «Говоря о чеченских фамилиях, различные авторы упоминают слова «тайпа», «тухум», «гаар», и «нека». Слово тухум лучше было бы устранить как перешедшее к чеченцам от кумыков и неизвестное ингушам и вообще горным чеченцам, тем более, что оно обнимает собою вообще однофамильцев, родственников, а не определенную группу лиц, составляющих в совокупности один род».[8.С.86]
Б. Далгат пишет: «Я лично полагаю, что под этими «тухумами» следует разуметь не родовые братства, фратрии, а племенные подразделения на общества. Это территориальное подразделение чеченского племени, а не родовые союзы. [8.С.98]
Понятия «тайпа» и «тухум», по-моему, синонимы, и последнее название рода – не чеченского происхождения, а кумыкcкое слово. Это слово употребляется и во всем Дагестане для обозначения рода и родственников вообще. [8.С.98]
Наши выводы. В русской этнографической литературе о Чечне территориально-географические общности имели обозначение «землицы», «общества» или «вольные общества». В чеченской традиции эти территории имели обозначение «мохк» – земля, Нохчмохк – «чеченская земля», «ч1ож» – ущелье, Галанчож – «ущелье галаев».
На наш взгляд, научно обоснованная точка зрения исследователей об отсутствии у понятия «тукхам» социальной, демографической основы в чеченском обществе и о реликтовости этого термина, уходящего в матриархат, не была принята в официальной этнографической литературе и термин «тукхам» по настоящее время используется для обозначения «племени» у разных авторов и имеет разную трактовку (союз родов, союз тайпов, племя, этнотерриториальное объединение).
У чеченцев адекватными «тохум/тухум» у народов Кавказа по своим социальным функциям по степеням родства являются кровнородственная группа «ц1а» – фамилия и родственная группа «некъи» – 8 поколений родственников. Нам представляется, что было бы правильно исключить дефиницию «тукхум» из научного оборота, как термина для обозначения территориальных объединений по ландшафтно-географическому признаку в Чечне, которые имели общие военно-политические, хозяйственные интересы. И использовать термин «мохк» – земля, который по смыслу и семантике точнее соответствует действительности.
В вариантах структуры тайпа М. Мамакаева, Ф.В. Тотоева, С. Дауева, Л. Ильясова, присутствует дефиниция тукхум, как племя, как союз тайпов. У грузинских авторов Р. Харадзе, Э.А. Борчашвили, Л.Ю. Маргошвили вообще нет звена тукхум. Нет термина тукхум и у У. Лаудаева в работе «Чеченское племя». Как мы подчеркивали, в основном пласте чеченского языка нет такого термина «тукхум», для обозначения ни социальной группы, ни территориальной единицы.
У чеченцев для обозначения регионов Чечни использовался термин «мохк» – земля, например, Нохчмохк – Чеченская земля, где «нохч» – «чеченская», «мохк» – земля. Объединения такого рода были и у горцев Восточной Грузии, они имели обозначение «хеви». Определяющим признаком общинно-ущельевых объединений в Чечне была территория (земля), а не родство, которое характерно для родственных объединений «тохум/тухум/тукъум» у народов Кавказа.


Литература

1. Косвен М.О. Проблема общественного строя горских народов Кавказа в ранней русской этнографии. // Советская Этнография.1951 г. №1. С.3–28.
2. Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане. Махачкала. 1998г.
3. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в 17-нач. 19 вв. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства социальных структур и этноса.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.1986.
4. Харадзе Р.Л. Некоторые стороны сельско-общинного быта горных ингушей. //Кавказский этнографический сборник. Т.II. Очерки этнографии горных ингушей. Тбилиси, 1968. С. 165–198.
5. Мусукаев А.И. Балкарский тукъум: патронимическая организация и «фамилия» в системе сельской общины. – Нальчик, 1978. – 172 с.
6. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. – Грозный. 1973. – 98 с.
7. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. – М. 2001. – 426 с.
8. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы. 1892–1894 гг. – М. 2008. – 380 с.
9. Хасиев С.А. Чеченцев древняя земля.СПб. 1994.
10. Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в 16-18 веках .М. 2009.
11. Борчашвили Э.А. Общественно-экономический строй и классовые отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII веке и в первой половине XIX веке. – Тбилиси, 2001. – 208 с.
12.Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ, VI. Тифлис. 1872. C. 3-58.
13. Хасиев С.А. О социальном содержании института «тайп» чеченцев (XIX - нач. XX вв.) // Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII -нач.XX вв.). – Грозный, 1986. – С. 70–76.
14. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в XIX–XX вв. (Кисты Панкиси). – Тбилиси. 1990. – 276 с.
15. Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала. 1984. С. 14.
Фяппий
Вяппий, мержой, аьккхий, кей, ц1ечой, галай, ялхарой - есть одно племя и к махалонам не имеем никакого отношения.

Чеченцы (исторический обзор). Сайд-Магомед Хасиев (Грозный, Чеченская Республика):

В Чечню входят следующие 11 обществ: 1. Аьккхи; 2. Нохчмахкхой; 3. Ч1ебарлой; 4. М1айстой; 5. Т1ерлой; 6. Шарой; 7. Шотой; 8. Нашхой; 9. Маьлхистой; 10. Галай; 11. Ламаьккхи. Самозвание чеченцев - нохчий//нахчой. ...
... Без должной увязки с конкретным местом остаются: царство Пилкъар давший, по легенде Древнему Египту царствующую семью, река Зорхи (Зорх - букв, человеческий желудок). Имеют они между с собой какую-либо связь. (Один из колен горных Аккинцев - Мержой, говорит: "Мы с р. Зор пришедшие черные мержой").
Фяппий
Цитата(Индарби @ 5.9.2011, 12:14) *
Очень странно, что там, у храма, нет воды. Обычно храмы, и тем более монастыри, ставили близь источников. А вообще, многое говорит о христианском святилище. Генуэзцы у адыгов точно проповедовали. Раскопки бы провести.

Индарби я где то читал от галайцев, аккинцев и терлой что камни обрабатывались, другие говорят что камни вроде бы на конях вывозились и сбрасывались. Индарби может специально не давали у воды им строить, тем более католицизм был чужд язычеству и православию.
Индарби
Цитата(Курчлой_Эвла @ 15.9.2011, 2:44) *
Цитата(Brevis @ 15.9.2011, 0:26) *
Довод у меня один-это имена деда и отца Ц1ечо,родоначальника Цечоевых,которые считаются искомыми орстхойцами,что могут подтвердить представители других фамилий.Ц1ечо по ингушскому преданию является ровесником нашествия Тимуровских полчищ и единственным уцелевшим из могущественного орстхоевского племени.Разумеется данный факт нельзя трактовать буквально,но сходство имени его отца Борха и деда Бури с аланскими правителями из летописей похода Тамерлана,вряд ли случайно.И местность Бури-Берд этимологизируется без проблем как скала(берег) Бури,но есть вопрос локализации,так как летописцы указывают район Эльбурса,однако данные события могли происходить и в районе Эльхотово и в районе Ачалуков,где были стоянки Тамерлана,на месте прежних городищ,которые вероятно были орстхоевскими.Насчет тревоги и помощи,твой рассказ очень интересный,но это сравнительно недавние времена.На мой взгляд,все зависело от конкретного исторического момента,силы и мощи вайнахов и в зависимости от этого могли выдвигаться навстречу врагу или как в твоем рассказе уходить в горы.Не буду спорить мог ли терский хребет быть основополагающим при образовании слов "подмога" или "тревога",но знаю точно в средние века он был лесистым и вполне подпадал под название "оарст".

Доводом это назвать даже трудно, это твое желание видеть таким, елси ты хочешь сделать цечой своими кхокхалинцами, то следовало бы это как то более "набить" ссылками. Другое, что ц1ечой были первыми кто делал нападения на Кхокхалу. Была попытка Дахкильгова связать ц1ечой с кхокхалинцами, убрав оттуда мелхий. Мелхо и ц1ечо были два брата, но нет данных, что они были кхекхалой, сейчас начались попытки проброса у Кодзоева и Дахкильгова, но базы нет, хотя идет некое зондирование в интернете их сторонниками этой идеи.


Друзья мои, маьлхий вообще разнородный тукхам. Коренные из них это те, кто вышел из Ц1ой-пхьеде - жители Комалха, Б1аьста и Короттах. Усыновленные из Шотоя основали Ж1аре и К1ега, а уже из К1ега основали Хьайхье, 1аме, Нохараста, Б1ениста, Тертте и Меша. Махаури от пленного грузина. В ауле Тертте две фамилии были коренные Амриевы и Сигаури, две пришлые. Рассказал Х. Ошаеву в Итум-кале Бетигов Дауд Бетигович, 1866 года рождения.
Индарби
Приношу извинения - записал Дахкильгов в Бамуте от Махаури П.Д., 1893 года рождения, уроженца Мялхисты.
Индарби
Цитата(Курчлой_Эвла @ 15.9.2011, 2:38) *
Н. Ф. Яковлев записал интересное предание о происхождении ингушей от богатыря Турпала . Несмотря па то, что это предание носит явные следы мусульманства, распространившегося у ингушей только в XVIII—XIX вв., в его сюжете и образах совершенно очевидны древние эпические черты. Здесь рассказывается о том, что был человек но имени Турпал, что значит богатырь. Происходил он из Аравии. Этот человек мог спать в продолжение недели, а затем неделю бодрствовать. Он достиг страны ингушей и углубился в горы. В те времена ни зверь, ни птица — никто не жил еще в диких горах. Здесь он и поселился в пещере и завел скот и овец .


Легенда хорошая, но вот только сказитель плохо знал языки))) Турпал - тюркизм, от Тулпар. Не характерный медиальный кластер получил метатезу, и столо турпал.
Индарби
У нас есть арабизмы в языке, но они прошли серьезную адаптацию через дагестанские языки, тюркские, ну и через наши диалекты. Например слово пиил "слон" явно книжное, так как слоны ни у нас, ни в Дагестане не водятся. Кстати, определил ряд названий растений, которые не указаны в словаре, хотя слова там есть: вирнехча - это гриб дождевик. Еще у нас есть слово гала - игра в городки. Слово однокоренное с бацойским гал - берёза. Отсюда и Галан-ч1ож "березовое ущелье". Но это только одна из версий.
Индарби
Цитата(Selim @ 15.9.2011, 10:41) *
Цитата(Brevis @ 15.9.2011, 0:26) *
Разумеется данный факт нельзя трактовать буквально,но сходство имени его отца Борха и деда Бури с аланскими правителями из летописей похода Тамерлана,вряд ли случайно.И местность Бури-Берд этимологизируется без проблем как скала(берег) Бури,но есть вопрос локализации,так как летописцы указывают район Эльбурса,


Напомню, что летописи Рашид ад Дина и других летописцев четко нам повествуют, о тех событиях о асах Бёрюберди (Волком данный, примерого такого имениобразования среди тюрков множество: Къудайберди, Аллахберди), Бёрюкъане (Вольчья кровь, или хан волков, Бёрю - волк, в положительном образе),Тауасе (Тау ас - горный ас), Кулы (возможно род Кулиевых). Более того, т.к. укрывался у них Тохтамыш..
До сих пор существуют остатки разрушенных крепостей в горах Балкарии, в рассказах стариков - разрушенных Тимуром крепостей.
Цитата(Brevis @ 15.9.2011, 0:26) *
однако данные события могли происходить и в районе Эльхотово и в районе Ачалуков,где были стоянки Тамерлана,на месте прежних городищ,которые вероятно были орстхоевскими.

Это предположения, летописи этого не подтверждают.

Насколько я помню, там говорилось о Буриберде, а не Бёрюберде. Рашид был знаком с чагатайским и ему незачем было коверкать слова, да и к тому же, арабика не передает таких гласных, если это не аджам.
Индарби
Цитата(Arslo @ 14.9.2011, 21:02) *
Не понятно, откуда эти женщины бежали, ведь монголы не контролировали горы, наоборот, они даже вынуждены были выставлять вдоль кардоны от набегов с гор. И еще, зачем осетинам бежать от монголов, когда по некоторым грузинским источникам они совместно с монголами осаждали грузинский Гори? Хотя, частности могли быть всегда.


И назывался этот караул Лашкари-каравул. Простоял он в предгорьях примерно до 1299 года. Именно с тех пор наши предки и говорили Гармана аре про равнину.
Индарби
Монголы даже крепость начали строить между Червленой и Щедринской, но разлив Каспия помешал им - началась трансгрессия и уровень воды поднялся очень высоко. Там вообще места не очень благоприятны для жизни. Когда циклон смещается на юг, Чеченская равнина заболачивается в поймах рек, начинаются систематические разливы Терека. Именно эту ситуацию описывали монголы, когда говорили о городе Магас - он был окружен болотами.
Индарби
Такая ситуация с климатическими условиями создали интересную картину на территории Чечни - основные находки поселений и укреплений, причем совершенно идентичные в культурном плане, расположены в горах, предгорьях и далее идет полоса леса и уже по Тереку и Сунже снова цепь крепостей. При этом они так густо налеплены, что между многими из них нет и 500 метров.
Индарби
Кстати, что интересно, правитель Симсима - Каирхан или Кырбек - упомянут в поэме Алгузиани, где он так и назван - Чеченский царь.
Индарби
Вообще с этим Симсимом много темного. Он не упомянут больше нигде, а только лишь с походом Хромого. Сын самого царя или князя переходит на сторону Тимура и воюет против отца. Сам служит проводником Тамерлану. При чем, Тимур не убивал мусульманских правителей, а дарил им их же собственные владения на правах сююргала. Значит, Симсим должен был существовать еще какое-то время. Хроника Герейхана говорит о Герейхане, правителе вилоята Черкес и Чеджен (Чачан - там два варианта написания). Его изгнали язычники из Чечни и он ушел на восток, в Дагестан. Но и там его настигли, и он ушел в горы Дагестана. Думаю это аккинцы его потрепали.
Индарби
У нас есть еще такая легенда, что на месте аула Чечана нашли камень, на котором было написано, что это место называется Чечен. У русских в словаре есть слово чечень - плетенка, в которой держат живую рыбу в воде, слово тюркское. Крепость так названа потому, что в старину укрепления делали с помощью плетеного камыша и лозы, а потом забивали камнем и землей.
Есть у нас место Кулары - село такое. Я сначала думал, что не может место называться "рабы". Но мой товарищ из Куларов сказал, что там раньще был рынок рабов в старину. Схожее место есть и в районе Улус-Керта.
Индарби
Цитата(Brevis @ 11.9.2011, 13:23) *
Цитата(Индарби @ 10.9.2011, 16:45) *
Цитата(Эрзи @ 10.9.2011, 13:57) *
Индарби Вам надо заняться этими вопросами.

Займусь.
Эрзи, у тебя есть хороший словарь Ингушского? А то в Инете какие-то куцые выкладывают, половины слов нет. Недавно вроде был в продаже.

Индарби,могу выслать новые издания,к сожалению ранние-в дефиците.(скинь мне в личку куда и кому).


Indarbi05@yandex.ru
Буду примного благодарен.
Индарби
Цитата(Эрзи @ 14.9.2011, 18:30) *
Цитата(Stigal @ 14.9.2011, 18:25) *
Какой вывод? Что все нахи родственники - в этом ничего нового.

Это то понятно, что родственники я о другом, что историческая территория Нахов это равнина, а не горы и Орстхойцы это осколок тех равнинных Нахов.


100% равнина. Когда мы пришли, в горах жили куро-аракские племена. Наши предки занимали равнину от Дагестана до Черного моря (я имею в виду J2 нахские). Потом с севера, примерно 4500 лет назад стали проникать жители степи. Причем, если сначала проникновение было эпизодичным, то со временем они просто оттеснили в горы население западного и центрального Кавказа.
Индарби
Кстати, есть докторская работа Очиаури, где она на материалах хевсурских преданий описывает момент военных столкновений хевсур и нахов в древности. По ее мнению, это было при царе Мириане и позже. Нахи владели кузнечным делом, были сильные и обижали предков хевсур. Потом у хевсур появилось божество или ангел, который им помог. Кстати, хевсурские священники называли нас каджи, дэви и татари, а Чечню - Сататрети в молитвах.
Selim
Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 10:16) *
Цитата(Selim @ 15.9.2011, 10:41) *

Напомню, что летописи Рашид ад Дина и других летописцев четко нам повествуют, о тех событиях о асах Бёрюберди (Волком данный, примерого такого имениобразования среди тюрков множество: Къудайберди, Аллахберди), Бёрюкъане (Вольчья кровь, или хан волков, Бёрю - волк, в положительном образе),Тауасе (Тау ас - горный ас), Кулы (возможно род Кулиевых). Более того, т.к. укрывался у них Тохтамыш..
До сих пор существуют остатки разрушенных крепостей в горах Балкарии, в рассказах стариков - разрушенных Тимуром крепостей.
Цитата(Brevis @ 15.9.2011, 0:26) *
однако данные события могли происходить и в районе Эльхотово и в районе Ачалуков,где были стоянки Тамерлана,на месте прежних городищ,которые вероятно были орстхоевскими.

Это предположения, летописи этого не подтверждают.

Насколько я помню, там говорилось о Буриберде, а не Бёрюберде. Рашид был знаком с чагатайским и ему незачем было коверкать слова, да и к тому же, арабика не передает таких гласных, если это не аджам.

Напомню если вы запамятовали, что если даже Рашид был знаком с чагатайским (он изучал труды Кашгари и т.д), но родился в Хамадане (нанешний Тебриз, возможно был именно персом) и весь его труд был написано на персидском языке.
Все именно аланских правителей прозрачны и не должны вызывать сомнения, по крайней мере у вас.
Даже если усомнитесь с Бёрюберди, то как быть с Тауасом, Берюкъаном и Кулы.
Selim
Цитата(Selim @ 15.9.2011, 11:19) *
Все именно аланских правителей прозрачны и не должны вызывать сомнения, по крайней мере у вас.
Даже если усомнитесь с Бёрюберди, то как быть с Тауасом, Берюкъаном и Кулы.

Все эти имена аланских правителей прозрачны и не должны вызывать сомнения, по крайней мере у вас.
Даже если усомнитесь с Бёрюберди, то как быть с Тауасом, Берюкъаном и Кулы.
Индарби
Хевсуры дразнили фамилию Джабушанури: "Ах вы татары!" Хотя они сами чеченского или ингушского происхождения. Делятся они на Бахани, Хецани и Агиани.
Ликокели тоже из кистин, точнее из села Ч1аьнти. Его звали Санаги. Сначала он жил в Барисахо, но поссорился с Чинчараули и ушел в Ликокское ущелье.
Индарби
А фамилия Алудаури от осетин. Еще до Зураба-эристави один осетин бежал в Чечню, но он убил князя и ушел в Хахабо.
В Муцо жило три фамилии - все нахского происхождения - Дайаури, Чолокашвили и Торгва. Чолокашвили ушли в Кахетию, где стали князьями Чолокашвили. Торгвай почти все погибли в кровной вражде, а остатки были усыновлены Чинчараули. Эта информация из журнала Землеведение, т. XXXIII, 1931 год.
Индарби
А Торгва вообще был огромного роста, очень свирепый. С помощью чеченцев он нападал на Пшавию и Тушети. Он так обнаглел, что наложил на пшавов дань - по одному перу коршуна со двора для стрел, и по мешку золы - посыпать заснеженные тропы. Ну, пшавы подкараулили его и убили. Это записал Макалатия в 1939 году.
Индарби
Сисоури и Кистаури тоже из Аргунского округа. Сисоури выходцы из мялхи, из аула Ж1аре. От Сисоури отделились Чавчавадзе, которые стали князьями. Рассказал Абуле Тотиашвили, 1830 года рождения.
Последний из рода Торгва был в связи с дьяволом, который подарил ему чудесную кольчугу. Пшавы подкупили оруженосца Торгвы, и тот спихнул кольчугу в реку, когда Торгва купался. Так его и убили. А вообще хевсуры не считали хевсурами жителей Шатили, Муцо и Архоти, их так и называли - шатилиони, архотиони. В Ардоти жили Мургули - от дагестанца и Звиадаури - от кахетинца.
Индарби
У бацой было изначально 4 фамилии - Видри в Этельта, Швелури - в Сагирта, Царби в Ц1аро, Пешкроби - в Индурта. Все они делились на роды:
Ц1арби - Царошвили, Уджираули, Накудашвили, Хахишвили, Цкипошвили, Тендорошвили, Джулашвили.

Бацой Бобгиашвили проводил на войну 6 сыновей и 5 погибли. Отец спросил оставшегося: "Скольких врагов ты убил?" Сын сказал: "Одинм меньше, чем должен был". Отец сказал: "Тогда мог бы и не возвращаться. Иди туда где остались твои братья".
Вот такие были воины.
Фяппий
Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 10:54) *
Вообще с этим Симсимом много темного. Он не упомянут больше нигде, а только лишь с походом Хромого. Сын самого царя или князя переходит на сторону Тимура и воюет против отца. Сам служит проводником Тамерлану. При чем, Тимур не убивал мусульманских правителей, а дарил им их же собственные владения на правах сююргала. Значит, Симсим должен был существовать еще какое-то время. Хроника Герейхана говорит о Герейхане, правителе вилоята Черкес и Чеджен (Чачан - там два варианта написания). Его изгнали язычники из Чечни и он ушел на восток, в Дагестан. Но и там его настигли, и он ушел в горы Дагестана. Думаю это аккинцы его потрепали.

Я думаю ты более близок к истине Индарби. Уже то, что аккинцы (жители Галанчожа и Дариала) переселившиеся были более враждебны в те времена помня нашествие Тимура, из за земель и т.д., разница в религиях, несмотря на христианство у нас все таки доминировали языческие воинственные учения среди чеченцев.
Индарби
Цитата(Фяппий @ 15.9.2011, 12:52) *
Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 10:54) *
Вообще с этим Симсимом много темного. Он не упомянут больше нигде, а только лишь с походом Хромого. Сын самого царя или князя переходит на сторону Тимура и воюет против отца. Сам служит проводником Тамерлану. При чем, Тимур не убивал мусульманских правителей, а дарил им их же собственные владения на правах сююргала. Значит, Симсим должен был существовать еще какое-то время. Хроника Герейхана говорит о Герейхане, правителе вилоята Черкес и Чеджен (Чачан - там два варианта написания). Его изгнали язычники из Чечни и он ушел на восток, в Дагестан. Но и там его настигли, и он ушел в горы Дагестана. Думаю это аккинцы его потрепали.

Я думаю ты более близок к истине Индарби. Уже то, что аккинцы (жители Галанчожа и Дариала) переселившиеся были более враждебны в те времена помня нашествие Тимура, из за земель и т.д., разница в религиях, несмотря на христианство у нас все таки доминировали языческие воинственные учения среди чеченцев.

Да каша с религией была - кто во что горазд))) Взять Тушоли / Тишоли. Тушины говорят Тишобели, что восходит к Г1втисмшобели "матерь божья" по-грузински. Мы такое обилие согласных не выговаривали, и снизошли до простой формы.
Brevis
Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 12:03) *
Indarbi05@yandex.ru
Буду примного благодарен.

Индарби,всегда к твоим услугам.Только нужен какой нибудь почтовый адресс,все на бумажных носителях.
Tebulos
Цитата(Индарби @ 9.8.2011, 8:45) *
Цитата(Южный @ 8.8.2011, 23:29) *
Салам алейкум!
Как я понимаю, 89 % ингушей и 58% чеченцев (т.е. гаплогруппа J2а) происходят от одного предка, родноначалньика, который, согласно расчетам Клесова, жил примерно 4700 лет назад? Я правильно понимаю?


Во 1алайкум салом, Южный. Наша нахская ветка J2a4b имеет возраст около 6000 лет +/- 600 (это округленно). Ее кавказская ветвь - примерно 5000 лет в среднем. Маршрут на Кавказ хорошо отмечен по Армянским и Грузинским ДНК. На Сев. Кавказе наша ветка присутствует у тех народов, где была распространена Майкопская культура с 3100 г. до н.э. Т.е., ДНК и археология тут хорошо идут нога в ногу. Анализ возраста нахских языков дает датировку примерно 5400-5100 лет назад. Опять стыкуется с ДНК и археологией.
Ошибок быть не может, поскольку доминантное J2a4 у нас показали несколько независимых исследований. Возраст распространения Майкопской культуры проводился так же независимо на основе распада углерода еще при СССР в США и в России. Анализ языка делался в 1977 году по старой методике и дал заниженный результат - 4700 лет. Методика усовершенствованная академиком Старостиным показала - 5100 лет назад по моим расчетам и 5400 - по расчетам других авторов. Т.е., погрешность минимальная.
Арабами у нас и не пахнет, кроме потомков курейшитов. А если и есть потомки таковых, то они уже не нахи генетически, а только по языку.
Теперь о тейпах из Ичкерии. Их предания о приходе из Нашха не плод фантазии ученых, а слова самих представителей этих тейпов, записанные с сылками на авторов еще в 19- начале 20 веков. Пример:
Курчалой - у меня есть предание о их совместном происхождении с Орстхой.
Ц1оьнтарой - по-преданию, пришли из Нашха в Ц1еси, а потом в Ичкерию. Предок - Вуьсу, сын Тины.
Чермой - из Ч1аберлоя. Предок - Черми.
Белг1атой - то же из Нашха.
Элистанжхой - так же из Нашха. Отвоевали землю у князей Пешхоя и Садоя. Предок - Орс-эла.
Гуной - из Нашхоя. У меня несколько преданий от разных ветвей гуной.
Ну и т.д. Все зафиксировано с ссылками на информатора, место его рождения, место проживания, год рождения. Ни один из информаторов не родился позже 19 века.
Подсчет количества поколений в каждом из Ичкеринских тейпов говорит о времени заселения Ичкерии - конец 14 - начало 15 веков. Т.е., после нашествия Тамерлана. Кому интересно, выложу родословные.

Ассалам 1алейкум! Интересно и даже очень. я сам из тейпа Ваштро и поэтому мне особо интересно все что с историей тейпа. у меня много вопросов по этому поводу, однако наверное не для этой темы и потому наверное дальше писать в личку. если это возможно, Индарби, также хотел бы ознакомится с Тептарами о которых шла речь в начале темы.
Индарби
Цитата(Tebulos @ 15.9.2011, 15:23) *
Ассалам 1алейкум! Интересно и даже очень. я сам из тейпа Ваштро и поэтому мне особо интересно все что с историей тейпа. у меня много вопросов по этому поводу, однако наверное не для этой темы и потому наверное дальше писать в личку. если это возможно, Индарби, также хотел бы ознакомится с Тептарами о которых шла речь в начале темы.

И я брат Вашандаро. С собой нет сейчас, но приду домой и завтра выложу. Там правда перевод плохой, а вот тех людей где теперь искать не знаю. Они тоже вашандаройские, и с ними отец общался, и было это аж в 80-е годы.
Индарби
Тебулос, вот один вашандароевский рассказ: Улус-Керт, как хутор, основали люди из Дача-Борзе. Первым там поселился Айта лет за 35-40 до Шамиля. Одного сына у него звали Уг1уш, и он вернулся в Дача-Борзе. У Уг1уша был сын Сог1ур. Потомки Айты спустились ниже и основали Дуба-Юрт, и занимают они центр села в самой широкой и удобной части. Рядом с Айтой сел жить Мусост, его потомки занимают Г1ажарийн-куп. Рассказала Халипат (1895 г.р.) своей дочери Зулай Висангириевой (Чадаевой) в 2010 г.
Фяппий
Заходил на сайт адамалла, взял оттуда пост итаркхалинца (аккинец), как я понял он родственник Медовых, вот он пишет и другого чеченского историка Джамбулата, много интересного:

[/quote] 24.08.2011 19:00 #16 Аькх-Кхе

Согласно нашим фамильным преданиям Г1а взяв оставшихся сыновей ушел от монголов в горы, где жили представители его народа. Один из его сыновей по имени Аькхе( Аькхеберга /Аьхкемир) со своим сыном Мат, но он больше известен как Мед породнился с аккинцами, предками которых был Воккха Пул.

У Меда было 5 сыновей:

Хаттинг (его называют еще Х1еттинг, Фоттинг, др. Фаттинг, мой дед называл Хаттинг). Хаттинг забросил свой удел в горах и вместе с родственниками орстхойцами спустился в места где сейчас Осетия, там они во главе большого отряда жили,

Зинг (др. называют его Зинге, Дзинг, Зинн, Зигл), он построил город Зингал, некоторые говорят после этого Зинга назвали Зингал. Зингал был красивым местом, десятки башен окружали стена и ров. Один раз Мед напал на пришлого князя со своей дружиной и увез оттуда его казну, оружие с тех пор его называли Хан-Мед. Хан-Мед был убит в результате стычки со своими дальними родственниками из аула Эйсалашка, которая сейчас в Галае,

Итиар или Иттар, также называют Итар, Итир. Он пострoил крепость Итаркхел, от нее сохранились остатки, одни говорят после этого Итар получил имя Итаркхало. В Итаркхел сам Итар, его брат Хаттинг и один орстхо из под Ц1етлоама свозили захваченных солдат кабардинцев и Тарковского Шамхала,

Кий или Кей. Кей жил тоже хорошо, кейцы были очень сплоченными. В Аккхах кейские кузнецы и ремесленники оружия считались одними из лучших, кейцы производили хорошие доспехи и щиты. Как рассказывают, когда порох начал использоватся в армиях, кейцы наладили производство хорошего по качеству пороха. Среди аккинцев кейцы плавили отличный металл. Кея, когда он построил свои башни называли в народе Киймохк или Кийсари.
Это рассказал старик Медовых из Бамута, его рассказ подтвердил мой дед.

Мед жил в Керете, до этого он жил в Зингале. У самого Меда было четверо братьев, детей же говорят было 6, но имя шестого не слышал. Мед похоронен в Аккхи.

Мед женился на дочери аккинца Воккхала. Воккхал к этому времени уже был стар. Воккхал вместе со своим родственником Янди воевал против пришлых князей и нападал на их места расположения. Могила Янда в селе Орехово (Янди К1отар). Воккхал и Янд всегда были вместе, у Воккхала было 8 братьев, другие говорят 6 братьев. Все они были убиты, единственно кто выжил и имел сына - это Воккхал.
Первые аккинцы в Аухе появились по нашим сведениям до нашествия монголов. Это нарт-орстхой из Мозарги, орстхойцы из под горы Ц1етлоам (это в Аккхах) и аккинцы из Итиркхелы (половина населения из этого аула согласно преданиям), их возглавлял Яндик.

Есть другие предания, на первый взгляд непросвященному может показатся, что они противоречат, вовсе нет, они дополняют друг друга.
Так живущие (жившие) в Бамуте аккинцы тейпа итаркхелой говорили, что был некий предок Нахчо, у него было несколько сыновей, один из них был Нахчмат, у него сын Мед, а Воккхал был его потомком в 4-м поколении.
Как поеду домой, тогда займусь записываением с датами, именами и т.д. )) Нонхой галай еще надо посетить, они тоже мого знают.

Ва 1аллайкум салам Дуки!

Дуки дело в том, что с аккинцами большая путаница)), много отсоеденилось, они самые древние те кто отсоеденился), еще в 1989-93 гг на встречах, мовлидах, велиахой, кей, мержой, орстхой, итаркхалой, гилатхой и т.д. считали себя единым, но сейчас появились по нескольку раз меняющиеся списки тукхумов). Был Ламан мохк с разными названиями, как Ломаха, Аькхийнлам, Ламаькха. Я слышал от старика Медова, что сегодняшняя область Аьккха вышла из Ламаькхи до Кавказской войны из состава, потом и она начала дробиться, к примеру Итар и Кей два брата. Одни Кей считают себя Орстхой (ну орстхой и мы как бы одно по происхождению), другие Кей считают себя Ингушами, третьи Кей считают себя отдельными со своим мохком, только последняя часть считает себя аккинцам (они пока еще не отделились). Мы тоже думаем Иарткхелой, выходцы из Гозони, аулов Валарги, Вовги, Оьрзми, Г1озони ит.д. объявить себя отдельными тейпами со своими мохками, да вот беда в горах уже никот не живет))), но это тоже не проблема)).
Села в нынешнем Аькхе мохке это:
В1овга
Т1уэст
К1ежвенчу
Нашхой (имею в виду аул недалеко от В1овги)
Тишле
Иттаркхел
Валаргт1е (аул)
Оьрзмикхел
Хьеге
Зингал
Кеймехк (или Кенмерк)
Бийц
Кауиси
Хехели
Ердичюь
Еще несколько аулов, но они уже не существуют, от них даже руин нет.

есть еще аулы основанные аккинцами, но они входят в соседние родственые общества, к примеру Вилаха, те кто ушли из Вилаха в сторону Ингушетии, вошли в тукхум Орстхой, как и ялхарой-ц1ечой, так и ялхарой-аькхе (их предок был Туг1аз), есть вилахой считающие себя не входящими в никакой тукхум, есть вилахой называющие себя аккинцами...
Таких нюансов много, дело в том, что и твой тукхум и все кто нашего народа вей къам как ни крути все идем к общим предкам, а потомки образовались в соотвествие с нормами жизни.
Есть легенда про Акхбяьрга (он же Аьхо и Аькхе), который был одним из сыновей Г1а, это легенда зафиксирована этнографом и выдана в издательство, там есть такие слова:
18. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)

_______
Там, как я понял чеченский историк Джамбулат автор книги "Мы единый народ", его пост:
07.09.2011 08:55 #101 Djambuolat
Да аьккхи очень древний, так сказать корневой тайп и из него выводят себя многие другие тайпы.
В современном состоянии тукхум аьккхий, в который вновь влилось много других тайпов, представляет
собой как бы минимакет всего народа ночхи, до того разнообразен его состав. Расселение по всей
нахской территории. Очень богатая и очень трагичная история. Горы неразработанного материала



роблемы археологии и этнографии, Том 3, Изд-во Ленинградского университета, 1985

Руссиан С.Ф.С.Р. Головной совет по истории КПСС., Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова, Санкт-Петербургский государственный университет
0 Отзывы

Изд-во Ленинградского университета, 1985

горцы-вайнахи называли "эрштхой", что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая свое единое племенное единство с ними. Связи между между горными и плоскостными группами вайнахов были необходимы, как для хозяйственных, так и для военно-

не 16 в. из Горного Центороя (юго-восточная Чечня, Ичкерия). Оставшаяся в горном Центорое часть окуков не теряла своей связи с качкалыковско-мичиковскими сородичами.
Как же могла сложиться такая картина, широкого и разбросан-

стр. 60

----------
///////// У окуков-центороевцев есть свое писанное родословие, насчитывающее 25 поколений. Если на каждое поколение брать по 30 лет, то начало центороевских окуков совпадает с 13 в. н. э., т.е. данные

//////// Видимо, не случайно первые выселенцы из Центороя на равнину (уже после падения Золотой Орды) - это оки, которые основали на р. Мичике, близ Качкалыковского хребта, родовое селение Оки-Юрт (Аку-Юрт). Вполне вероятно, что оки, выселившись в 14 в. на равнину, сохраняли воспоминания о предках, оставивших в 13 в. свои зем-
стр. 61

--------
Стр. 60
Аккинцы-эршт- хой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая свое племенное единство с ними.19 Связи между горными и ... Плоскостные аккинцы, выступая на арене истории как часть Алан- ского . раннегосударственного образования,[/quote]
Arslo
Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 11:00) *
Турпал - тюркизм, от Тулпар. Не характерный медиальный кластер получил метатезу, и столо турпал.


Индарби,) здесь я категорически возражу тебе. Турпал в принципе не может быть тюркизмом. "Как от удара шашки о кремень сыплются искры, так и мы явились от Турпала Нохчо." Тур\пал связан с язычеством, также как и епал, вампал (и перенесенное на "пушку" устаревшее курпал).

Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 11:12) *
слово пиил "слон" явно книжное, так как слоны ни у нас, ни в Дагестане не водятся.

Кстати, про слонов. В конце 90-х бродя по территории Магаса (Ма1ас), Алханкалинского городища, я маленькой палочкой выкопал несколько зубов слона. К сожалению, все это добро вместе с квартирой пропало в руинах дома от бомбежек. Это я к тому, что тот самый шелковый путь проходил именно через этот Магас. Кроме как в груженых караванах слоны не могли появиться в Магасе. Из чего следует, что там они останавливались, возможно для отдыха по пути.

Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 11:12) *
Слово однокоренное с бацойским гал - берёза. Отсюда и Галан-ч1ож "березовое ущелье". Но это только одна из версий.

А разве в галанчожском ущелье растут березовые рощи?

Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 11:59) *
У нас есть еще такая легенда, что на месте аула Чечана нашли камень, на котором было написано, что это место называется Чечен.

Чечана, Сесана - это же из одного ряда?..
Цитата(Индарби @ 15.9.2011, 11:59) *
Есть у нас место Кулары - село такое. Я сначала думал, что не может место называться "рабы". Но мой товарищ из Куларов сказал, что там раньще был рынок рабов в старину.

Ну, Кулары - это русская транскрипция, а на чеченском Г1улар. И если бы это название происходило от тюркского кулу, то начальное "К" не является трудным для нахского, чтобы его исправлять на "Г1".
Фяппий
Сегодня в Ачхое старики вяппий, орстхой, аьхкой точно называют место где родился Сескан Сола, это правда у него много имен:
Цитата
ЧОПАЙ ГАРШ

Из Итар-Кала ведет тропа, которая идет над обрывом высокой горы. Когда идешь по этой тропе, то от нее невозможно подняться вверх, невозможно и спуститься вниз, потому что над тропою - отвесная скала, а под тропою - глубокий обрыв. Тропа ведет к пещере Койвса. Перед самой пещерой стоит башня. Вершина этой башни когда-то соединялась с отвесной скалой, посредством переброшенного мостика. Пройдя по нему, можно было попасть в другую башню, вделанную в скале. Эта башня имеет одно окно.
В башне некогда жил Чопай Гарш. Каждый, кто проходил по той тропе, был обязан давать долю с того, что он везет, а если путник шел без ничего, с него полагались одна пуля и заряд пороха к ней. Если кто не клал дани за проезд, Чопай Гарш сверху кидал на него камни.
Однажды по этой тропе ехал Солта. Чопай Гарш прокричал ему, чтобы он положил плату за проезд. Солта не обратил внимания на его слова. Чопай Гарш начал кидать камни. И на них Солта не обратил внимание. На краю дороги стоял большой камень. Солта разрубил его саблей и крикнул вверх: «Ты что же, хочешь напугать меня, такого мужчину!» Камень тот и сегодня называют «Камень, разрубленный Солтой». Этот камень разрублен так, словно ножом разрезали головку сыра.
Как-то выдался голодный год. Чопай Гарш пошел в селение Велах, что находится на границе с ялхоройским обществом. Он договорился в селе купить зерно. Хозяева взяли плату за определенное количество мешков и сказали Чопай Гаршу, чтобы он сам наполнил эти мешки. Хозяева ушли по делам. Дома осталась их дочь. Зерно находилось на втором этаже башни, девушка сидела на первом. Чопай Гарш наполнял мешки и слегка ударял их, чтобы зерно лучше утряслось. По стуку отбиваемых мешков девушка отсчитывала их количество и обнаружила, что Чопай Гарш берет мешков больше, чем было уговорено. Девушка подняла тревогу, сбежались люди, завязалась борьба, и Чопай Гарш погиб.
О случившемся несчастье узнала жена Чопай Гарша. Она вышла из башни, встала на тот мостик и крикнула:
— Тому, кто захочет поселиться здесь или поднимется осмотреть башню, да не будет ни счастья, ни удачи!
Она была в положении. Женщина ударом ноги отцепила мостик и вместе с ним упала далеко в пропасть, где и погибла.

(В 1975 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов. Записал И. Дахкильгов. Имеется ряд вариантов этого предания, опубликованных в дореволюционных ис*точниках.
1 Солта — возможно это искаженное имя нартского богатыря Сеска Солсы. С именем этого героя связываются зазубрины горы Цай-лоам, якобы оставлен*ные мечом Сеска Солсы. Сегодня эти зазубрины уже увязываются с мусуль*манским святым турпалом Али.
_____________

12.09.2011 23:13 #108 Аькх-Кхе (Итаркхело) Медовы Кей рассказали, что это в этом предании нзываются двое родынх братьев аккинцев из горного аула Валерик, они освобождали равнинное село Зунги (ныне это село Валерик), оба брата потомки аккинца Воккхалла. Но почему то в предании не сказано про их тейп и что они аккинцы. От этих двух братьев идут два крупных гара: Дурьдий некъий и Хьажи некъий, Гурбан принял ислам по рассказу кея Медова отчего он получил имя Хажи. Принял ли ислам Дуьрда ничего не помню. Изгнанный Айдамир вроде бы был кумыком с большой дружиной. В селе как говорил старик Медов есть потомки этого кумыкского князя Айдамира, вроде бы один из его сыновей остался.


ИЗГНАНИЕ КНЯЗЕЙ ИЗ ЧЕЧНИ

В Зунги-Юрте (теперь это село Валерик) жила семья Аидамира. Славилась эта семья и в селе, и во всей стране. Ее мужчины, говорят, были сильными и имели богатырское сложение. Без согласия членов этой семьи на сельском сходе не решалось ни одно дело.
Было у Айдамира два сына: Гурбани и Дурка. Известность о славе и почете этой семьи из Чечни дошли до богатого и сильного рода князей. Князья решили съездить в это село и убедиться: правда или нет все то, что рассказывают об этой семье. Заодно еще они хотели разведать и многое другое. Они также хотели прибрать Чечню к своим рукам.
Пришедших гостей хорошо встретили. Погостив в свое удовольствие, князья дали знать, что хотели бы посоревноваться в меткости стрельбы. Начали соревноваться, и князья проиграли. Они уехали домой, а через некоторое время вернулись вновь, но уже с хорошо вооруженными воинами. На этот раз князья пришли, чтобы ограбить Чечню. Они захватили село Зунги-Юрт и увели в плен всех его жителей. Дом Айдамировых стоял далеко в стороне от этого села, и они не знали ничего о том, что там произошло.
Среди уводимых людей был некий юноша; он смог скрыться от князей, ускакал на белом коне и дал знать Айдамировым о случившемся. Не прошло и малого времени, как этот юноша, Аидамир и его сыновья Гурбани и Дурка поскакали в погоню. Нагнав князей, отец и сыновья сказали юноше, чтобы он отошел и смотрел, что они делают с похитителями. Отец и сыновья начали стрелять по рукам и ногам князей. Многие из них попадали на землю, остальные, бросив пленников и награбленное, ускакали к себе.

(В 1976 году в сел. Валерик от стариков записал А. Цугаев.
1 Одно время в Чечне имелись князья Айдамировы (из кумыков).


Согласно народным преданиям, образование первых чеченских поселений на равнине выходцами из Аккинских гор (из местности Нашха) относится приблизительно к ⅩⅣ в. Тайпа (род, фамилия) Парской основал сел. Паучнойии Юрт-аул, тайна Цегой - Цечой (Кешен-аул) на р. Ярыксу. Спустя некоторое время из местности Нашха вышли и другие тайпы: Беной, Цоторой, Курчалей и др. //Б. Б. Пиотровский, Институт истории СССР (Академия наук СССР) История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в, Наука, 1988. С. 239
Ацамаз
Галан-ч1ож не связано с быками? В горах Северной Осетии тоже есть село Гулар. Название не обясняется.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2021 IPS, Inc.